Когда мы говорим «английский стиль», то имеем в виду эклектичный по сути микс, сложившийся из многих стилей разных эпох – как минимум, Тюдоров (1485-1603) – стиля поздней готики и ренессанса; георгианского (1714-1814) – барокко, рококо, неоклассики; викторианского (1837 – 1901) – стиль неоклассики и эклектики на основе неоклассики; эдвардианского(1901-1910) – английский модерн… Более того, он не складывается прямо из всего выше перечисленного; его отдельные элементы претерпели жесточайший «естественный отбор», в результате которого «выжили» те, которые создают в интерьере ощущение комфорта, логичности, стабильности и солидности.
Так, например, для современного дома в английском стиле характерны насыщенные цвета – терракотово-красный, солнечный жёлтый, тёмно-зелёный. Сложилось общее мнение, что столь сочной палитрой стиль обязан знаменитым английским туманам, которые вошли в поговорку. «Туманный Альбион» — так назвали Англию жители материка, глядя с моря на её белые меловые скалы, вечно окутанные туманом. Позже к туману присоединился и смог больших промышленных городов, и жители стали бороться с невесёлой картинкой за окном предсказуемым способом — с помощью интерьера.
Жёлтая гостиная, красная столовая, зелёная спальня, голубой холл – это классика английского интерьера. Обратите внимание: все эти цвета отлично сочетаются с белой или слегка тонированной гипсовой лепниной, обязательной составляющей английского интерьера, а также с бронзой и золотом. И того, и другого в подобном пространстве много: стиль задает лепной декор, а стены украшают рамы картин и зеркал, люстры, бра, канделябры, статуэтки.
Стены часто отделываются дубовыми стеновыми панелями медового цвета. Этот элемент стиля также обязателен и знаком нам, в частности, по классическим постановкам: примером может служить интерьер профессора Хиггинса из фильма с участием Одри Хепберн «Моя прекрасная леди».
Вообще, английский стиль обладает высокой «плотностью». И это касается не только развески картин (и прочих стенных украшений), это ещё и главный принцип расстановки мебели: декораторы виртуозно формируют в каждой такой комнате множество микрозон. Например, в гостиной помимо основной группы мебели с журнальным столиком, кроме обычных шкафов, может быть ещё маленький чайный столик с двумя стульями, кресло под торшером, где глава семьи читает ежедневную газету, бюро, которое при случае может превратиться в рабочее место. Такое довольно тесное соседство вещей – наследие викторианской эпохи. Тогда это было невероятно модным, и по-настоящему уютный дом представлялся именно таким.
Англомания в России имеет давнюю историю. Одну только эпоху королевы Виктории (1814 -1901) застало несколько поколений англоманов, ведь правила она уникально долго – более 60 лет! (на престоле с 1837-го года). Образованное сословие в России читало в подлиннике Шекспира и Байрона, было знакомо с экономическими теориями Адама Смита, живо обсуждало государственное устройство и политику Британии, восхищалось романтическими английскими парками (и устраивало у себя в поместьях нечто подобное), а в архитектуре и интерьере предпочитало неоклассику в духе Чарльза Камерона, Роберта Адама, Джорджа Хэпплуайта. (Интерьерный стиль Адама и стулья по дизайну Хэпплуайта по воле художника-постановщика «играют» в фильме «Гордость и предубеждение»: в сценах в поместье мистера Дарси в кадр то и дело попадает типичный хэпплуайтовский стул со спинкой в виде щита – это знаковая вещь британской неоклассики. А гостиная оформлена в духе Адама.)
Так получилось, что Англия словно поспешила «перешагнуть» через эпоху барокко, оставив последующим поколениям – как значимую примету английского стиля — великолепные барочные стулья, изготовленные по эскизам гениального краснодеревщика Чиппендейла (их реплики сегодня выпускают несколько фабрик). Без чиппендейловских стульев, в необычной форме которых чувствуется влияние стиля шинуазри, сегодня редко обходится кабинет в английском стиле. Многие ставят их и в столовую, ведь неоклассическая лепнина и скульптура, чиппендейловские стулья и китайские вазы (Англия была крупнейшей колониальной державой, что не могло не оказать влияния на стиль интерьера) – проверенное веками сочетание.
Свойственный англичанам рационализм и некая прохладность национального темперамента нашли идеальное выражение в понятной неоклассической планировке жилых помещений, в ясных неоклассических формах лепного декора и мебели, а также в характере скульптуры и росписей, посвящённым героям древнегреческой мифологии.
Роберт Адам (1728-1792)– знаменитый шотландский архитектор, усвоивший и творчески переработавший идеи знаменитого итальянца Андреа Палладио. (Подробный разговор о нем мы вели в нашем блоге в статьях, посвященных итальянскому Ренессансу, классицизму и собственно палладианству). «Взлеты и падения, продвижение вперед и отход назад с выпуклостями, вогнутостями и другими формами больших частей имеют в архитектуре такой же эффект, какой на пейзаж оказывают горы и долины, фон и расстояния, возвышенность и спуск, — писал Роберт Адам, — они служат созданию приятных и разнообразных очертаний, которые сходятся и расходятся, гармонируют и контрастируют, словно картина, наделяющая композицию настроением, красотой и впечатлением». Но, к счастью для мировой культуры, он был не столько блестящим теоретиком, сколько великолепным практиком – взять, к примеру, хотя бы Остерли-хаус.
В 1761-м году братья Роберт и Джеймс Адамы получили заказ на перестройку лондонского особняка Остерли-хаус, а также на декор интерьера. В результате получился утонченнейший интерьер в неоклассическом стиле. Отдельного слова заслуживает лепной декор, который смотрится как фарфоровый на стенах пастельных оттенков – сером, светло-зелёном, светло-розовом.
Викторианский интерьер усвоил неоклассическую матрицу, но «нанизал «на неё ещё много всего: и диваны на колёсиках, и латунные кровати, и текстильные обивки в розочку и клетку, и хрустальные люстры, наконец, эдвардианский интерьер, названный по имени Эдварда, сына королевы Виктории, пришёлся на эпоху, когда в Европе вошёл в моду модерн (во Франции его называли ар нуво, в Германии — югендстиль). Англия дала миру светлую и лёгкую разновидность модерна, в котором по-прежнему много оставалось от неоклассики.
Английский стиль сегодня – это «собранье пёстрых глав» из английской истории и истории искусства. Это и «воспоминание» о колониальном прошлом Великобритании (китайские вазы, индийские ковры). Это и Генрих VIII, в эпоху правления которого даже столь жизнелюбивый стиль, как ренессанс, был столь мрачен, что смахивал на готику. Это и целых три короля Георга, правивших друг за другом и давших название одному – георгианскому — стилю, любившему темное дерево и солидные формы (хотя по времени георгианский стиль и пересёкся с легкомысленным европейским рококо).
Это и легендарная королева Виктория, в конце правления которой английский стиль стал эклектичным, а интерьер стал рождаться «на кончиках пальцев» декоратора и определяться прежде всего мерой его вкуса. Но даже в наше время – время, когда даже постмодернизм стал вчерашним днём – английский интерьер воспринимается нами как оплот рационализма, спокойного уюта, комфортной симметрии. Он обладает всеми признаками «родового гнезда» и не позволяет забыть о «корнях», даже если сделан с нуля, а «дедушкин сундук, с которым он путешествовал в Индию», куплен в антикварном магазине. Этот стиль действительно интересен – ведь он подразумевает отчаянное интерьерное сочинительство. Но – в джентльменских рамках.